Как зарегистрировать ИП
Logo
Средняя пенсия
0
Платеж по ЖКХ
0
Новый холодильник
18 000
Logo

Как зарегистрировать ИП

Если вы решили начать свое дело, один из вариантов – получить статус индивидуального предпринимателя – ИП. Это даст право заниматься бизнесом на законных основаниях, не рискуя получить штраф. Рассказываем, как это сделать и в чем плюсы и минусы.

Как зарегистрировать ИП
©Shutterstock

Что такое ИП

ИП – это индивидуальный предприниматель. Чтобы заниматься бизнесом, по российскому законодательству, необходимо либо создать юридическое лицо (ООО, АО и т.д.), либо можно получить статус ИП. Последний вариант более простой, в этом случае не требуется уставной капитал, регистрация товарного знака и прочие формальности. Достаточно просто зарегистрировать ИП «Иванов» или ИП «Петров» под своей фамилией (это название будет отражено во всех документах), а уже выбрав вид деятельности, использовать любое коммерческое название без его регистрации.

Зарегистрировать ИП могут все совершеннолетние граждане, признанные дееспособными, а также иностранцы с временной регистрацией, пенсионеры, женщины в декретном отпуске, студенты, официально работающие граждане, не состоящие на госслужбе. С согласия органов опеки или законных представителей на регистрацию ИП могут подавать и лица, достигшие 14 лет.

Выбор вида деятельности

Зарегистрировать собственное ИП можно, подав заявление лично или по почте либо онлайн, воспользовавшись сервисом на сайте Госуслуг или непосредственно на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС). Однако перед этим необходимо определиться с двумя вещами:

  • видом деятельности, которым вы планируете заниматься;

  • способом налогообложения.

Индивидуальный предприниматель вправе выбрать один или несколько видов деятельности, которая разрешена законом и включена в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Это специальный справочник с названиями видов коммерческой деятельности и кодами, которые будет необходимо указать в заявлении в налоговую. Все виды и направления бизнеса в нем делятся на классы, подклассы, группы, подгруппы и собственно виды. Один из видов деятельности должен быть указан в качестве основного.

Например, если вы в качестве ИП планируете заняться ремонтом автомобилей, выбираем в классификаторе раздел G «Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов». В пункте 45.2 ищем соответствующие виды деятельности. Подпункт 45.20.1 «Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств» выбираем в качестве основного, а затем добавляем к нему, если потребуется, дополнительные виды услуг. Скажем, если помимо ремонта автотранспорта вы еще планируете зарабатывать на мойке автомобилей или оказывать услуги техпомощи на дорогах и по транспортировке неисправных машин, то нужно будет также выбрать коды 45.20.3 и 45.20.4.

После регистрации ИП имеет право добавлять новые коды, а также убирать из списка неактуальные. Если предприниматель планирует использовать наемных работников, то стоит помнить, что выбор основного вида деятельности будет влиять на тариф страхового взноса за сотрудников. Чем более рискованным является основной вид деятельности, тем выше будет размер взносов.

Налогообложение ИП

Следующее, что необходимо сделать перед подачей заявления о регистрации ИП, – выбрать систему налогообложения. От этого зависит не только, какие налоги и сколько придется платить, но и как придется отчитываться в налоговой службе. Изменить систему налогового учета после регистрации ИП уже не получится. У индивидуальных предпринимателей есть несколько вариантов:

  • платить налоги по умолчанию (ОСНО). Такой налоговый режим предполагает, что помимо налога на доходы вам еще придется платить и НДС. Подходит, если у вас будет много сотрудников и разные виды деятельности, в этом случае без грамотного бухгалтера вряд ли обойтись. Применяется в ИП, если предприниматель не выбрал иной режим налогообложения;

  • упрощенная система налогообложения позволяет платить налог с дохода или с разницы между доходами и расходами. Один раз в год будет необходимо представить декларацию в ФНС. Подходит для небольшого бизнеса, т.к. здесь есть ограничения по максимальному обороту и числу наемных сотрудников;

  • единый налог на вмененный доход предполагает, что размер платежа в ФНС зависит не от фактически полученного предпринимателем дохода, а от конкретного вида предпринимательской деятельности и числа работников, количества квадратных метров торговой площади и т.д. Кроме того, в зависимости от региона местные органы власти могут устанавливать коэффициенты, влияющие на размер платежа для определенного вида бизнеса. Отчитываться в ФНС потребуется каждый квартал;

  • патент работает только для определенных видов деятельности. Например, можно взять патент на оказание ветеринарных услуг или для ремонта обуви. Полный список видов деятельности, в отношении которых возможно применение патентной системы налогообложения, можно найти на сайте ФНС. Здесь еще более жесткие ограничения: патентом могут воспользоваться ИП с числом наемных работников не более 15 человек. Суть этого вида налогообложения в том, что предприниматель может заплатить сразу фиксированную сумму, вне зависимости от того, сколько он заработает, доплачивать ничего не придется. Патент можно получить на срок от месяца до года;

  • единый сельскохозяйственный налог подходит только для ИП, работающих в сфере сельского хозяйства и фермеров. Его платят дважды в год единым платежом.

Подобрать подходящий режим налогообложения можно на портале ФНС в соответствующем разделе сайта. 

Как подать документы на регистрацию ИП
©Shutterstock

Как подать документы для регистрации ИП

После того как вы определились с выбором видов деятельности и режима налогообложения, надо будет подать заявление о регистрации в ФНС. Потребуется заполнить специальную форму Р21001. Можно сделать это от руки, на компьютере, с помощью онлайн-сервиса или программного обеспечения. Скачать форму или заполнить ее удобнее всего на сайте налоговой службы. По закону, государственная регистрация ИП должна занять не более пяти рабочих дней, а местом регистрации будет адрес, где прописан предприниматель, подавший заявление.

Документов потребуется немного: заявление на регистрацию по форме Р21001, паспорт и его копия, квитанция об оплате госпошлины. Необходимо будет указать свои контакты: телефон и e-mail.

Подать заявление в ФНС и представить необходимые документы можно лично в отделении ФНС по месту жительства. Также можно передать их через представителя или выслать по почте, если у вас есть учетная запись на портале Госуслуг (создать учетную запись индивидуального предпринимателя) с усиленной электронной подписью или Личный кабинет на сайте ФНС. Еще один вариант – зарегистрировать ИП через МФЦ. Все три последних способа бесплатные. Если вы подаете заявление лично или через представителей, то с вас возьмут пошлину – 800 рублей.

После всех этих процедур ФНС направит вам на e-mail или выдаст лично документы, подтверждающие запись вашего ИП в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по форме № Р60009 и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН). Далее вам потребуется изготовить печать, открыть счет в банке, получить лицензию и купить кассовый аппарат (если нужно), оформить работников и встать на учет в Фонд социального страхования (ФСС) в качестве работодателя.

Плюсы и минусы ИП

Возможность упрощенного режима налогообложения, минимальные затраты на ведение отчетности и право на выбор налоговых платежей, размер которых не будет связан с доходом, который получит предприниматель, – все это несомненные достоинства регистрации ИП. И далеко не единственные.

Многим предпринимателям нравится такая форма ведения бизнеса тем, что это более экономный вариант, чем, скажем, ООО. Не нужно тратиться на бухгалтерию и оформление кассовых документов, а весь заработанный доход сразу уходит на личный счет владельца ИП. Заработок можно тратить по своему усмотрению, как и деньги на обычном банковском счете. При этом сумма до 1,4 млн застрахована государством.

Закрыть ИП также намного быстрее и проще, чем ООО. Не нужно создавать ликвидационную комиссию, рассылать уведомления кредиторам, платить пособие увольняемым сотрудникам и пр. Достаточно опять подать заявление в ФНС, заплатить госпошлину – и уже через неделю ваше ИП исключат из реестра.

При этом для самого предпринимателя создание ИП несет в себе дополнительные риски, особенно если он привлекает для развития бизнеса заемные деньги. В отличие от юрлиц ИП отвечает перед кредиторами всем своим имуществом, включая личное имущество его владельца. Исключение составляет только имущество, на которое нельзя обратить взыскание: пенсионные или страховые взносы, единственное жилье и т.д.

Еще один минус состоит в том, что, выбрав определенный режим налогообложения, ИП может оказаться ограниченным в развитии бизнеса: предприниматель не сможет увеличить оборот или нанять еще больше сотрудников. Также нельзя заниматься определенными видами деятельности вроде продажи алкоголя или охраной объектов.

При этом продать или поделить свой бизнес с партнерами в случае с ИП не получится. Это не предусмотрено законом. Вы можете только закрыть ИП и передать/продать свое дело (оборудование, расходные материалы и пр.) другому предпринимателю или юрлицу.

Даже если вы только что зарегистрировали ИП и еще не успели заняться бизнесом, то потребуется оплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Платить будет нужно и за себя, и за наемных сотрудников.